среда, 29 марта 2017 г.

Записка 24: Кошачьи времена года

  Несколько дней назад выкидывал кот мусор. И вздумалось выглянуть ему на общий балкон, каковые в подъезде имеются на каждом этаже. Глотнуть чтобы, так сказать, грязного городского воздуха. Вздумалось - выглянул! Увидел задний двор: голые деревья, чёрные сугробы, кучу машин, хозяева которых паркуются, как "ч"удаки. Небо в тучах. И тут коту подумалось: "Чёрный Плащ!"

  Все друзья кота прекрасно знают, что он является котом-игрозадротом. Порой, кхм-кхм, в ущерб чему-то более значимому. "Порой" - ну да, ну да. Что ж, настало время рассказать о нескольких ассоциативных парах "игра + время года". Так уж вышло, что при упоминании каждого из четырёх времён года упоротый кошачий разум обращается к конкретной видеоигре. И может быть не только у кота одного. Не буду говорить "поехали!", ибо здесь уместнее другое.

НУ-КА, ОТ ВИНТА!!


  Он ужас, летящий на крыльях ночи! Он штормовая туча, испоганившая твой хит-парад! Он гвоздь в шине летающей тарелки! ОН! ОН ЧЁРНЫЙ ПЛАЩ!
  Уж не знаю почему, но именно Дрейк Мэллард - тьфу! - то есть Кряк Лапчатый стал символом весны. Просто он стал - и всё тут. Игра про тёмного рыцаря Сен-Канара была создана четверть века (бррр, страшно подумать!) назад компанией Capcom. Той самой, что познакомила мир с милой корпорацией Амбрелла и диктатором-псиоником по имени Вега (а тех, кто назовёт его Байзоном, кот покусает лично).




 Оказавшийся в лапах кота картридж с Чёрным Плащом уже сам по себе был вещью эпичной. Вот вы много ли видели зелёных картриджей для денди? И не просто зелёных. Он был блед, то есть цвета коня, на котором скачет всадник по имени Смерть. Картридж до сих пор жив (в отличие от стиплеровской Денди), но после нескольких переездов где-то умело спрятался. Когда-нибудь кот его найдёт.
 Для маленького котёнка игра была очень сложной. Сложно было прыгать по крюкам на уровне Кваги. Сложно было уворачиваться от летающих черепашьих панцирей на уровне Вулфдака. Уровень Ликвидатора (канализация же!) вообще был одной сплошной болью. И, конечно же, финальная битва со Стальным Клювом, миньоны которого дали прос... кхм! Дали сходить в лоток, пожалуй, каждому игроку.
 А ещё это было нереально круто. Смотрите сами: целый арсенал разнообразного оружия; секретные места, в некоторые из них можно было попасть только при помощи особых боеприпасов; некое подобие нелинейности, проявлявшееся в возможности выбирать очерёдность уровней; даже самые заурядные враги зачастую требовали определённой тактики боя.

  И Чёрный Плащ, которого все хорошо знали и любили благодаря мультсериалу. И всё это под шикарнейший саундтрек. В дендивском, естественно, звучании.



  Ещё у кота был двоюродный младший брат. Который без доказательств хвастался, что прошёл игру до конца, и после победы над Стальным Клювом Чёрному Плащу предложили поднос с несколькими медалями, из которых можно было выбрать одну любую. Но мы-то знаем, чем на самом деле закончилась та история...





МЕЧОМ ВИДЖАЯ ТЕБЕ ПО ЛБУ!



  Давным-давно, в далёкой-далёкой галактике где-то на просторах Вселенной жили-были две могучие державы, которые звались Измерение Света и Измерение Тьмы (ПАФОС! БОЛЬШЕ ПАФОСА!) Демоникс, король Измерения Тьмы, объявил войну своему соседу Драконолорду и устроил настолько впечатляющую резню, которую Гитлер не мог бы и вообразить, даже если бы имел орбитальные пушки калибра 300 дюймов, стреляющие плазмой, разогнанной до околосветовой скорости. Но Драконолорд одержал победу, и злодей, который отличался не только умом и сообразительностью, но ещё и бессмертием, был посажен в тюрьму. Означенной тюрьмой явился мандара-талисман (в нашем с вами мире пройдёт не год и даже не пять, и мы увидим эту же технологию в Mortal Kombat применительно к Шинноку).
  С такой вот легенды начинается Flying Warriors, игра лета. Ассоциируется с летом она по причине вот этой музычки:


  Если в игре начиналась эта тема, сразу же становилось понятно: сюжетный квест выполнен, и можно во всеоружии направляться к боссу и показывать ему зону гибернации речных ракообразных. В начальной и средней школе эта музычка включалась в голове котёнка каждый раз, когда заканчивался самый-самый последний урок и официально начинались летние каникулы. Солнечным ясным днём шагать домой под такой саундтрек и понимать, что впереди три чудесных месяца ничегонеделанья и игрозадротства - это было замуррчательно и пшикарно!
  Пройдёт около 15 лет, прежде чем кот узнает, что это всего лишь западо-ориентированная адаптация японской трилогии Hiryu no Ken, в которой соединили сюжет второй части, графику третьей и полностью перерисовали все уровни. Могло ли получиться что-то годное? Удивительно, но получилось. Если только забыть про тот факт, что главные герои, в оригинале носившие самурайские доспехи и оружие, здесь превратились... Превратились, эээ...
  С точки зрения кота, от получившейся фантастической пятёрки идёт мощный запах Железного Человека, Шторм, Росомахи, Бэтмэна и Робина с лёгким оттенком Супермена. И кто же все эти люди? В каждом из них воплотилась часть души Драконолорда (в оригинале Рютэнтайсэй), который вот таким вот способом решил добраться до оказавшегося на свободе Демоникса (Даймадзина).

  1 - Рик Сталкер. Чувак в красном, протагонист, огненный маг, мастер кунг-фу, любимец небожительниц и просто Марти Стью. При себе имеет волшебный меч некоего Виджая, который в сюжете играет особую роль: пока этой железкой не шлёпнуть "однопятуюдраконолорда" по лбу, землянин и не вспомнит, что является осколком личности то ли бога, то ли пришельца с другой планеты или даже вовсе из параллельного измерения. Я серьёзно. Шлёпнуть. Мечом. По лбу. Хорошо хоть, что мечом. Оригинальное имя Рьюхи.

  2 - Мэри Линн. Пардон, Мэрилин? Монро? Немного похожа. Лучшие годы провела в Гонконге, мстит (кому?!) за гибель отца, лихо размахивает руками и ногами, участвует в турнирах (Чун-Ли, да ты ли это?) Иногда постреливает из лука, предпочитает меч.  Как и Рик, умеет укрощать огонь, но её пламя не настолько жаркое, как у лидера команды (ну ещё бы!) Оригинальное имя Мин Мин.
  3 - Хаято Го. Чувак в синем, переименования по каким-то неведомым причинам избежал. Человек-оркестр, в совершенстве владеющий кунг-фу, карате, мечами и магией ветра. Длинноволосого красавца-японца с аристократическим лицом при переделывании игры превратили в рыжего европеоида с внешностью Джонни Кейджа. И в таких же очках, да-да!
  4 - Грег Каммингс. Лейтенант Грег Каммингс! Чувак в зелёном, командир отряда спецназовцев и единственный из всего того отряда, кто смог унести ноги от потревоженного безумными учёными демона, который мирно спал где-то под секретной лабораторией, построенной среди руин перуанского храма. Размахивает топором, призывает на головы врагов громы и молнии. Оригинальное имя Уиллер - американец, как и Грег, и где-то лет на 10-15 его помоложе.
  5 - Джимми Катлер младший. Чувак в голубом, малолетний долб... кхм, то есть лидер Тенового Культа со штаб-квартирой где-то в Нью-Йорке. Вундеркинд, охотник за привидениями (sic!) и диггер, прекрасно ориентирующийся в заброшенных и секретных тоннелях метро. Таскает с собой трезубец, может вызвать метеоритный дождь. Оригинальное имя вполне японское: Сёрю. Но при этом он - внезапно! - мексиканец.

  Да, таки все они умеют летать в позе Супермена. Нет, оружие в их руках вы не увидите. И ещё раз нет, выбирать, кем играть, вы тоже не сможете. 95% игрового времени на экране будет Рик, и только в боях с демонами и воинами тьмы появится возможность позвать товарищей на помощь. Здоровье и сила у всех общие.

  Да, таки все они умеют летать при помощи волшебных ботиночков, стыренных, очевидно, у маленького Мука. Да, в боях с воинами тьмы они будут не только в доспехах, но и с оружием (посохи у Хаято и Уиллера, парные мечи у остальных). Да, вы сможете выбирать, кем играть (кроме тех частей сюжета, которые повествуют о конкретном герое). Здоровье и сила у каждого свои.

  Дальше американскую и японскую версию сравниваем? Пожалуй, нет. Иначе записка грозит раздуться до трактата. Кот только немного поворчит на чудо-переводчиков-надмозгов, которые начудили со словом "марадора" из японской игры, в котором без труда узнаётся обычное "мародёр", и применяется-то оно в оригинале как раз именно к мародёру. Неизвестный американец не стал разбираться в "гайдзинском японском" и просто взял да и сделал это слово именем собственным. Так на свет появился великий и ужасный грабитель Марадора (Maradora the robber).
  За кадром остались и солидный пласт японо-китайской мифологии, и дворец Даймадзина, и лабиринт в джунглях Перу, и даже некоторые части сюжета (кораблекрушение у гонконгского берега, например).

  И кот ещё раз говорит: американская версия действительно получилась годной. Она интересная, она сложная, она довольно прилично прорисована. В четырёх больших локациях предстоит собирать подсказки, общаясь с местными обитателями, а затем на основании полученной информации находить артефакты, необходимые для продвижения по сюжету: ведь без них босса невозможно будет убить или же он и вовсе не появится. Некоторых врагов нужно победить особыми приёмами. Можно, конечно, обойтись и без них, но тогда не удастся собрать мандара-талисман (тьфу на вас, надмозги! Это буддийская мандала на самом деле!) и сразиться с Даймадзином.
  О, точно, его же зовут здесь Демоникс. Бррррр!
  И что уж там говорить: хоть коту и чертовски нравится Flying Warriors, это не отменяет того факта, что на оригинал она похожа ничуть не больше, чем Барак Обама - на Блэйда.


ТВОЯ ПОДРУГА НА ДРУГОМ ОСТРОВЕ...


  Осень? А вот нифига: зима! Кот перепрыгнул на другое время года, потому что про осень разговор будет особый.
  Дело было в 1995 году: маленький восьмилетний котёнок начал обмениваться дендивскими картриджами с одним из маминых знакомых - дядей Витей. Насколько сейчас кот может судить, тогда дяде Вите было аж 25 лет (если и старше - то совсем чуток). Обменивались мы не навсегда: по прошествии нескольких месяцев все картриджи возвращались домой. И как-то раз приволок Витя игрушку, которая называлась по его словам: "Бегает там что-то, прыгает..." Может быть у него было туго с английским языком, может быть он и вовсе был из тех, кто "да просто я немецкий учил!" Короче говоря, оказался в кошачьих лапках вот такой картридж:



  Это скан из интернета, и он полностью соответствует тому самому картриджу: синий пластик, точно такая же компоновка названия и арта, точно такие же, собственно, арт и расположение японских и английских слов. И если оригинальное название даже сейчас практически для каждого не-японца выглядит полной абракадаброй, то маленький второклашка с точно таким же чувством созерцания абракадабры смотрел и на английское. "Что-то на островах", - сказала тогда мама. "Приключения на островах", - добавила она, заглянув в словарик.
  Игра очень похожа на Марио. Толстячок в кепке (в разных версиях она то белая, то красная) из игры в игру (всего на Денди их было 4) бегает по островам (это было ожидаемо, правда же?) и устраивает экстерминатус улиткам, воронам, кобрам и прочей живности (и иногда даже нежити) при помощи топориков и бумерангов. А всё потому, что Боузер инопланетянин взял да и похитил его подругу прямо во время свидания (нет! Кот не будет здесь проводить аналогии с Ghosts 'n Goblins!) Как в Марио 8 миров - так и здесь 8 островов, на шести из них боссами являются мутанты, созданные инопланетянином из животных и растений. На одном из островов это оживлённые кости динозавра.

  А с динозаврами главгерой по имени Такахаши (в Америке и Европе - Хиггинс) дружит ещё со второй части игры. В приключениях ему помогают плезиозавр (плавает быстрее, чем Майкл Фелпс), два бегающих на задних лапах близнеца (огнедышащий, имеет иммунитет к огненному урону; второй атакует искрами, вырывающимися из-под, ээээ, хвоста, и никогда не скользит на льду, за что котёнком был прозван Нескользяшка), атакующий брейкдансом трицератопс и птеродактиль, умением летать напрочь рушащий весь баланс. Время ограничено бездонным пузом Такахаши: если этот обжора долгое время ничего не будет жевать, то буквально провалится под землю от голода. И потому на каждом уровне приходится собирать фрукты, ягоды и мясо. Иногда еды ровно столько, чтобы успеть быстро пробежать уровень до конца - и не больше. На каждом уровне есть несколько секретов, в которых лежат оружие, усиления, динозаврики или даже доступ к бонусному уровню, к секретным уровням или к короткой дороге через остров.

  Тогда, в девяносто пятом, котёнок едва-едва осилил полтора острова. Потом картридж вернулся к Вите, потом Витя куда-то потерялся, и... Остался только один способ пройти игру до конца: купить картридж на рынке! Нужно было только найти обложку, на которой написано "Остров...", кхм, "Острова...", эээээ, "Пещерный..." - нет, не то. Блин. Котёнок забыл название игры. Ну просто потому, что не знал ни английского, ни тем более японского! И надписи на картридже ему ни о чём не говорили, ведь это были не имена, а какие-то хитровымудренные словеса!
  Навсегда запомнилось только "Бегает там что-то, прыгает". Под такое определение попадает каждый первый платформер.
  Год 2002, август. На прилавке с дендивскими картриджами (и что, что "начало XXI века, мир в PS-2 рубится"? Это Россия, фигли, только Денди - только хардкор!) было обнаружено вот это:

  Какой-то знакомый парень в кепке. Какая-то девица с ним. Динозавры. Ага, это про первобытный мир что-то. И... остров. И... иероглифы что-то напоминают! А давай-ка посмотрим, что там!
  А там...


Йокарныйжтыбабай!!



  Так у кота появилась четвёртая часть "Острова приключений", про которую он слыхал и такой факт, что это последняя из официально изданных для NES/Famicom игр (24.06.1994). Зная, как называется серия, кот продолжил поиски - теперь уже имея конкретную цель. И через несколько месяцев таки нашёл первую часть (довольно своеобразную на фоне прочих) и ту самую легендарную третью.
  Третий "остров" стал зимней игрой по вполне логичной причине: именно в декабре 2002 года кот добрался, наконец, до летающей тарелки и замочил инопланетянина. Это были морозные, пока ещё белоснежные предновогодние ночи. Кот ходил с доберманом Майклом на вечернюю прогулку, возвращался домой, ужинал и в очередной раз с огроменным удовольствием проходил Adventure Island 3 от начала до конца. С читерским птеродактилем, с читерскими кристаллами - но и это было не всегда просто. Кроме того, каждый остров можно было пробежать двумя разными способами, отличавшимися друг от друга как общей продолжительностью, так и некоторыми уровнями. И это подобие нелинейности добавляло ещё больше очарования игре, которая стала для кота, пожалуй, самой разыскиваемой, самой желанной восьмибитной игрой. Самой значимой.
  И ещё она стала последней восьмибитной игрой, в которую кот играл на настоящей приставке и на настоящем картридже. Ибо в феврале 2003 произошла эволюция игрозадрота из приставочного в компьютерного.


КАВАБАНГА!!111



  И вот теперь - осень! О ней разговор особый, потому что это время года ассоциируется не с одной, а с двумя играми. И первая из них соотносится с осенью дождливой, это сентябрь и начало октября, светлое время суток. Котёнок, хлюпая по лужам, возвращался из начальной школы домой, где его ждал вкусный бабулин обед, домашние задания, а потом можно было позвать деда, включить Денди и зарубиться в Teenage Mutant Ninja Turtles 2!

ТЫЦ! для прослушивания


  Это однозначно осенняя игра. Десятки часов мы с дедом на пару били роботов клана Фут, роботов-крысоловов, роботов клана Фут, Бибопа и Рокстеди, роботов клана Фут, каменных воинов, ещё больше роботов клана Фут, тигров, скорпионов и, конечно же, роботов клана Фут. На неизменно чёрно-белом телевизоре, кот вообще все игры на Денди проходил исключительно на чёрно-белом телевизоре "Весна".



  Мы доходили до Технодрома, каждый раз на последнем издыхании, и уж вовсе в исключительных случаях видели первого из трёх его боссов - генерала Траага. Который нас с лёгкостью выносил, хотя как босс практически ничего из себя не представляет. Тот же киборг-самурай с летающей головой на японском уровне намного сложнее. Но тут, очевидно, сказывались уже усталость от долгого прохождения и психологическое давление со стороны ноля в строке "жизни".


  Так или иначе, увидеть Крэнга и Шреддера, а потом и победить их, удалось лишь на пару с младшим двоюродным братцем несколько лет спустя.
  Ниндзя-черепашками пахнет и до сих пор в пасмурные дождливые дни середины осени. Но тянет ли кота запустить их на эмуляторе? Пожалуй, нет. Эта игра полностью раскрывается только при наличии напарника. При возможности устроить срач на тему: "ТЫ СОЖРАЛ МОЮ ПИЦЦУ!"


YES, MY LORD!



  И, собственно, вторая игра осени и единственная компьютерная во всём этом списке. Ассоциирующаяся с холодными вечерами ноября, когда за окном темень, снег и лёд, а в комнате кота задёрнуты плотные шторы, горит настольная лампа, а на пузатом мониторе триста восемьдесят шестого - великий, ужасный и бессмертный Warcraft.
  Стратегия в реальном времени показалась чем-то невероятно сложным. Кот попробовал немного поиграть, ужаснулся, через некоторое время потренировался в Dune 2, и только потом вернулся к варкрафту. Хотя на самом деле ИИ довольно тупой, и прохождение игры станет вовсе прогулкой по парку, когда появится возможность возводить вокруг лагеря стены. Единственное по-настоящему сложное место: седьмая битва в кампании людей, когда нужно освободить крестьян из плена, располагая небольшим отрядом и при невозможности добывать ресурсы.


  Баланс заметно переклинен в сторону людей - но что ещё можно было ожидать от игры, созданной людьми? Так, самый сильный юнит людей - элементаль воды - является неостановимым терминатором. А за раз таковых можно призвать столько же, сколько у игрока есть волшебников. У орков дела обстоят печально: демон медлителен, неповоротлив и самое досадное - один-единственный человек-священник может применить к нему простенькое заклинание лечения, которое в отношении демонов превращается в МОЩНЫЙ УРОН ОТ СВЯТОЙ МАГИИ. Для добивания несчастного демона достаточно будет всего одного лучника. Конечно, некролиты могут наложить на любого юнита нечестивую броню, сделав его полностью бессмертным на полминуты ценой половины его же здоровья. Но временно неубиваемое существо может бесконечно долго пытаться убить противника, которого постоянно лечат находящиеся вне досягаемости священники. Таким образом, игроку-человеку для победы достаточно наплодить топовых юнитов и кинуть их толпой в бой. Игроку-орку же необходимы хотя бы средние навыки микроконтроля. Опять же, огненный дождь волшебников-людей намного эффективнее, чем ядовитый туман чернокнижников-орков. И вывод очевиден: орки могли бы подать на разработчиков в суд за явную дискриминацию.

  В процессе прохождения варкрафта у кота сдох монитор. Пару месяцев пришлось провести без оного - но кот всё равно включал компьютер, вслепую запускал варкрафт из командной строки и просто слушал эпичную музычку.

ТЫЦ! для прослушивания


  Для 1994 года это звучало очень мощно! Да и в 2003 году, до которого кот знал только восьмибитные игры, а в компьютерные играл лишь изредка, когда случался в гостях у тех, у кого компьютер был. Да и до сих пор звучит мощно, не правда ли?
  Ещё благодаря варкрафту кот познакомился с одной замечательной рыжей мисс по имени Юля. But that is a story for another time...



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.